Абрамова Наталия Викторовна, учитель-логопед
Квалификационная категория: высшая
Логопедическая работа в общеобразовательной школе – это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует доступному и успешному его овладению учащимися с речевыми нарушениями.
Основными задачами учителя-логопеда являются:
- своевременная диагностика речевого развития у учащихся;
- коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
- предупреждение и профилактика речевых нарушений;
- пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.
В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).
Одновременно в логопедическом пункте может заниматься не более 25 человек. Зачисление на занятия в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них речевых дефектов.
Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Занятия проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы.
Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты. Продолжительность коррекционного обучения каждого конкретного ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- накапливание и совершенствование словаря;
- развитие физического и речевого слуха;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие артикуляционной моторики (дикции);
- развитие грамматического строя речи (правильности);
- обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- развитие речи.
Как проходят логопедические занятия
Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
В логопедии выделяются следующие виды нарушений речи:
- дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.
- ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух). Индивидуальные занятия 2 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься профилактикой дисграфии и дислексии.
- ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет три уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи) Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1-2 года.
- нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием. Фронтальные занятия проходят 2 раза в неделю.
- нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи. Фронтальные занятия проходят 3 раза в неделю.
Методическая копилка
Стенды информации для родителей
Что должен знать ребенок о времени