Группа продлённого дня для учащихся 2- 4 классов.
ЦЕЛЬ - способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
ЗАДАЧИ: - формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
- формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;
- формировать творческое воображение, любознательность;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность;
- осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, профессионально - ориентационное, физическое воспитание младших школьников;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, охранять жизнь детей.
Основные требования к организации воспитания: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно-ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских объединений, развитие их инициатив.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ГПД
Задачи воспитательной работы в ГПД направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.
1. Беседа с учителями. Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.
2. Беседа или предобеденная прогулка. Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения.
3. Обед. Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены.
4. Самоподготовка. Цель: развитие умственных способностей уч-ся, формирование общеучебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний;воспитание чувства взаимопомощи, товарищества. Физкультпаузы – поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда, выполнение двигательной активности.
5. Подвижные игры. Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГПД
1. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.
2. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.
3. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе.
Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:
- Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
- Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
- У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
- Приготовление домашнего задания: 2- 4-х классов – не более полутора часов.
- Перерывы между уроками 10–15 минут.
- В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.
Задачи на год
1. Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
2. Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
4. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.
5. Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: (маме, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям).
6. Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.
7. Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
8. Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
9. Расширить представления быта ребят о нашем посёлке (городе), научить любить его.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в ГПД с удовольствием, то:
1. Не говорите о ГПД плохо, не критикуйте учителя в присутствии детей. Придите в школу и постарайтесь во всём разобраться. Помните, педагоги не желают плохого Вашему ребёнку!
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Помните! Родители несут ответственность за поведение своих детей. (Закон об ответственности родителей за воспитание детей).Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
3. Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые преставления, что такое хорошо и что такое плохо.
4. Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
5. 90% влияния на поведение детей оказывают родители. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка. Как было уже сказано, в процессе формирования личности семья играет главенствующую роль, подчеркнем – семья! Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между его членами.
6. Воспитанные родители, любящие и эмоционально уравновешенные, создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.
Организационно-дисциплинарные правила:
1. Обязательность ежедневной самоподготовки.
2. Экономное и полное расходование времени, отведённого на занятие.
3. Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
а) тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;
б) нарушать тишину;
в) отвлекать товарищей от работы;
г) обращаться с какими – либо просьбами, советами без надобности;
д) заниматься посторонними делами;
е) использовать методы работы, вызывающие шум;
ж) недобросовестно выполнить задание;
Наказ воспитаннику ГПД
Дорогой друг! В группе продленного дня ты научишься не только самостоятельно выполнять домашнее задание, но и думать, познавать богатство окружающего мира, организовывать свой досуг и свою деятельность, общению с друзьями и взрослыми, хорошим манерам.
Будь честным, трудолюбивым во всем делам. Уважай родных и старших. Будь добрым. Дорожи честью школы.
Будь послушным – это раз.
Попусту не трать слова,
Всё обдумывай всегда – это два.
С лучших лишь пример бери – это три.
А четыре – знай всегда:
Жизнь не в радость без труда.
Старших надо уважать,
Малышей не обижать – это пять.
Если порученье есть – это шесть.
Будь внимателен ко всем – это семь.
САМОПОДГОТОВКА
Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.
Учитель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Учитель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.
Учителем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут.
У учителей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К САМОПОДГОТОВКЕ
1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную — раз в полугодие.
3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
4. Поддержание нормального температурного режима.
5. Регулярное проветривание классной комнаты.
6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
8. Соблюдение школьниками личной гигиены.
9. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы.
11. Устранение шумовых раздражителей.
12. Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом.
13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность.
2. Задание ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы.
5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
САМОПОДГОТОВКА
Организационный момент
Организация рабочего места.
Настрой детей.
Постановка цели и мотивация работы.
Определение времени на каждый предмет.
Инструктаж
Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).
Работа с памятками.
Определение плана выполнения работ по предмету.
Самостоятельная работа
Использование сигнальных карточек.
Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
Контроль со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с учащимися.
Самопроверка, взаимопроверка
Использование памяток.
Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
Повторение правила.
Исправление недочётов, ошибок в работе.
Подключение к работе консультантов.
Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).
Подведение итогов самоподготовки
Общая оценка работы группы.
Проведение рефлексии.
Организация выставки работ.
Похвала, поддержка слабого ученика.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ
1. Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понятно, прочти 2 или 3 раза.
2. Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.
3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.
4. При чтении учебника пользуйся иллюстрациями (географическими картами). Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ
Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.
Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.
Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.
Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ НА ВОЗДУХЕ
Основные цели :
Оздоровительные: обеспечить активный отдых школьников, снять утомление детей, способствовать укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.
Обучающие: учить ориентироваться на местности; познакомить с разными видами и темпами ходьбы и бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.
Развивающие: развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость; лидерские качества; творческий подход к выполнению заданий.
1. Все занятия носят коллективный характер.
2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.
3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.
4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.
5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.
6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.
7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.
8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.
9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.
10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.
ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ
Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе. При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:
1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ
2. ПРОГУЛКА-ЗАДАНИЕ
3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА
4. ПРОГУЛКА-ПОИСК
5. ПРОГУЛКА-ПОХОД
6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ
7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ
8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ
9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА
10. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА
11. РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОЗДУХЕ
12. ПРОГУЛКА - ЭКСКУРСИЯ
Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.
План работы ГПД на 2017 - 2018 учебный год
План творческих занятий и игр группы продлённого дня в каникулярное время
План творческих занятий и игр группы продлённого дня на 2017 - 2018 учебный год
План творческих занятий и игр группы продлённого дня на учебный год